четверг, 21 сентября 2017 г.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ СОЦИОНИКА И ЕЕ ТЕХНОЛОГИИ

Приобщение человека к гуманитарным наукам, тем более к социальной психологии и ее нового направления - соционике, носит просветительский, образовательный и развивающий характер. И имеет большое практическое значение, чтоб люди, понимая свои врожденные особенности психики, не обвиняли друг друга в том, что не соответствуют неким эталонам, а менялись в сторону миролюбия и терпимости через понимание объективных особенностей психики других людей. Это особенно важно сейчас - в период перемен, на сломе Эпох и в свете последних мировых событий.
         В педагогике, психологии и менеджменте до сих пор все еще часто бытует стереотип, что личность – это чистая доска, на которой воспитатели, преподаватели и руководители могут писать любую информацию в виде правил, законов, норм и установок в полной уверенности, что их подопечные будут им следовать. В действительности, личность в соционике является избирательной информационной системой, которая настроена на индивидуальный прием, переработку и выдачу определенной информации, которая по форме и содержанию органична ее природе.
         Структурные особенности личности относятся к той стороне личности, которая является на протяжении жизни относительно неизменной, статичной. Эта сторона связана преимущественно к врожденным генетическим психофизическим качествам, которые можно считать константами личности. К числу этих качеств можно отнести: анатомическое строение, лево-правополушарность головного мозга, тип темперамента, половые (гендерные) и возрастные особенности психики, а также психотип как энергоинформационную систему.
           Функциональные особенности отражают изменчивую динамическую сторону личности. Мыслительные и поведенческие аспекты деятельности относятся к социально-психологическим качествам, которые приобретает человек на протяжении всей жизни в процессе социализации или усвоения тех правил игры, которыми живет социум – локальный и глобальный. В качестве носителей социальных норм и ценностей последовательно выступают такие общественные институты, как семья, школа, вуз, работа, государство, различные социальные группы и организации – формальные и неформальные, малые и большие, возрастные, половые, этнические, религиозные, профессиональные, по интересам и т.д.
   Такой подход в рамках соционики дал возможность рассматривать не только психотипы [1]  личности, но и социотипы [2], как совершенно новое понятие, введенное в типологию личности. Это позволило соционике занять нишу между психологией и социологией и стать отдельным перспективным научным направлением.
В соционике существует несколько разных направлений исследований. Одно из них «Дифференциальная соционика» или кратко ДС, созданное психологом Мегедь Валентиной Васильевной и Овчаровым Анатолием Александровичем, социальным психологом, кандидатом социологических наук. Авторы являются представителями киевской школы соционики с 1988 г. Авторы, за три десятилетия совместной деятельности, внесли весомый вклад в развитие соционики и типологии личности и групп, обогатив ее новыми подходами, раскрывающими возможности для более успешной практической помощи как отдельным людям, так и целым коллективам, сделали много эмпирических исследований и теоретических разработок. Международным Ученым Советом при Международном институте соционики 27.10.2006 года авторам было присвоено звание докторов философии в области соционики.
Занимаясь проблемой типологии личности и групп, авторы создали типологию вариативности типов путем своих исследований и авторского синтеза исследований многих других отечественных и зарубежных типологов, включая исследования юнговской и соционической школ типологии. Объединив разрозненные системы психологических знаний в одну общую, и дополнив ее своими собственными разработками, авторы сделали новый шаг в области типологии личности, диагностики типов, профориентации и совместимости на разных уровнях проявления личности.
Необходимость создания ДС была вызвана тем, что традиционные подходы в соционике показались авторам малоэффективными на практике, не учитывающими многие личностные особенности, несоционического характера. Они не объясняют почему дуалы расходятся, а недуальные пары бывают гармоничны и счастливы и почему некоторые гуманитарии более охотно занимаются программированием или менеджментом, а поизводственников тянет в науку, и т.д.
Таким образом, направление «Дифференциальная соционика» возникло как ответ на ряд вопросов и проблем, которые не могли быть решены в рамках модели «А» и теории интертипных отношений. Попытки специалистов, представляющих различные соционические школы, решать на практике личные и социальные проблемы в парадигме так называемых «чистых» 16 типов личности зачастую ведут к дискредитации самого метода. Существующие концепции и теории не позволяли установить причину существующих интратипных различий, касающихся внешних признаков и поведенческих проявлений, а также упрощенной трактовки интертипных отношений как в личной, так и в деловой сферах. При всей привлекательности модели «А», она не состоянии ответить на вопрос причины различий между представителями одного типа – конституциональных, нейрофизиологических, интеллектуальных, поведенческих, мотивационных и ценностных.
Многолетний опыт работы авторов с людьми, а также их исследовательские поиски, привели к пониманию, что объективную картину, касающуюся типологического феномена, можно полнее создать, рассматривая тип личности на основных четырех уровнях его проявления – психофизическом, психологическом, социальном и социально-психологическом.
На психофизическом уровне мы дифференцируем тип личности по конституциональным признакам – форме лица и фигуры, и нейрофизиологическим – темпераментам, биоритмам деятельности и акцентуациям характера.
На психологическом - учитывается ведущий стиль мышления, доминирующая форма поведения, преобладающий тип проявления отношений и чувств.
На социальном уровне выделяется предпочтительная установка на сферу деятельности, доминирующая социальная роль, менеджерский стереотип поведения, тип поведения в конфликте.
На социально-психологическом уровне рассматриваются: ценностные критерии конкретной личности ее ведущие мотивы и стимулы.
Синтез всех четырех уровней позволил создать авторам теорию акцентов типа личности, в которой под акцентом понимается совокупность  внутренних и внешних проявлений личности, сообщающий ей тот неповторимый образ, который отличает ее от других представителей этого же типа.
ДС характеризуется тем, что использует не эталонную статичную модель А, а вариативную, динамичную модель проявлений признаков типа и отношений, в которой два основные вертикальные подтипы, связанные с преобладанием пассивных или активных темпераментов, варьируются различными акцентами типа в разных их сочетаниях и пропорциях, создавая многообразие типов, их способностей и отношений.
Преимуществокомплексного системного подхода ДС в изучении личности и организаций и применении продуктивных, удобных, быстрых и эффективных методов в социодиагностике и консультировании дает возможность более глубоко и разносторонне оценивать личность, диагностировать характеры, прогнозировать совместимость и корректировать отношения. Он учитывает влияния различных факторов на всех уровнях проявления личности и взаимодействия с окружающими: интеллектуальном, социально-психологическом и психофизическом. Это нужно для того, чтобы более глубоко и разносторонне оценивать личность и ее деловые способности; лучше моделировать и прогнозировать поведение людей в различных ситуациях на разных уровнях общении; точнее выдавать рекомендации индивидуального и межличностного характера для коррекции личных и деловых взаимоотношений; консультировать коллективы для оптимизации их деятельности, и в итоге оказывать более дифференцированную и эффективную помощь людям и организациям.
Применение теории акцентов на практике позволило авторам создать ряд методик: типологической диагностики, консультирования – личного, семейного, педагогического, и управленческого направления. На базе данного подхода авторами, в частности, был разработан ряд полезных практических методик: для кадровых служб, центров занятости, служб знакомств, центров профориентации, средних и высших учебных заведений, государственных и негосударственных организаций различного профиля деятельности.
Учитывая тот факт, что большинство методик диагностики, применяемых в соционической практике, из существующих диагностических подходов – объективного, субъективного и проективного, построено на основе субъективного самооценочного подхода, порождая тем самым массу некорректностей и ошибок, а также противоречий между соционическими школами и отдельными их представителями, мы используем в диагностике сочетание всех трех подходов для получения максимального уровня валидности и надежности диагностических результатов.
«Дифференциальная соционика и ее технологии»представляет собой новое и перспективное направление в исследовании личности, групп и организаций. Его прикладное значение состоит в  эффективном использовании комплекса высокотехнологических методов на практике в различных направлениях деятельности: обучении, личном и управленческом консультировании, рекрутинге, профориентации и профселекции; в решении конфликтных ситуаций, повышении эффективности работы управленческого звена организаций и  частных лиц.
Технологии дифференциальной соционики показывают высокие результаты при решении задач эффективного кадрового отбора и ротации кадров; выявляют степень выраженности интеллектуальных, деловых, лидерских, морально-этических качеств; определяют принадлежность сотрудника к определенному типу менеджера, с определенным стилем руководства, эффективность его в данном типе организации, его стимулы и мотивацию, оптимальную социальную роль и другие личностные качества. Они помогают в эффективном решении таких кадровых задач как прием новых сотрудников, объединение их в специальные целевые группы для продуктивного взаимодействия и оптимального решения определенных оиганизационных задач – от выдвижения идеи до ее  реализации.  

[1] Психотипом или типом личности называется совокупность психологических качеств, которые проявляются в одинаковом образе мышления и поведения человека в различных ситуациях.
[2] Социотип – это совокупность индивидуальных признаков, которые обусловливают определенную социальную роль личности. Знание этих признаков позволяет моделировать способности и тенденции поведения человека.

Подробнее: Дифференциальная соционика и технологии Мегедь-Овчарова

Об авторах ДС В.Мегедь И А.Овчаров и их вкладе в развитие оционики:
(читать полностью) или 

http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=727&t=70848
http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=727&t=70848#p3161580 

http://ru.laser.ru/authors/meged_ovcharov/17.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий